П`ятниця, 21.09.2018, 17:41
Головна Реєстрація RSS
Вітаю Вас, Гість
Меню сайту
освіта UA
вислови про освіту
Час
Наше опитування
Як часто Ви звертаєтеся до нашого сайту?
Всього відповідей: 103
Природа
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Час існув. сайту
відлік часу
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Відділ освіти
ЗНО
МОНУ
ЛОІППО
ПЕДРАДА
Академія інновацій
ПЕДПРЕСА
ОСВІТА
наше місто
Календар
«  Вересень 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
погода
новини міста
Новини в Україні

СТАРТ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

                                                                                                                                      Н.А Седых

         Как правило, о работе логопеда говорят как о коррекционном влиянии. Но в случае тяжелых расстройств, при полном отсутствии  речи,  корригировать еще нечего – следует формировать речевые структуры (артикуляторный праксис, фонематические процессы, произношение, словарь и пр.), как говорится,  с нуля. 

         Хочу отметить, что даже при  ІІ уровне речевого недоразвития важно начинать с формирования гласных и раннегенетических согласных звуков. При этом коррекционный акцент стоит на формировании фонематических процессов, тогда как при 0 – І  уровнях – на произношении. Учебную активную лексику следует подбирать на базе отработанных ранее звуков, а бытовой словарь развивать ситуативно, стимулируя использование приобретенных на занятиях навыков. В этом случае общение на занятии будет фонетически полноценным, новые речевые требования будут находиться в зоне ближайшего развития ребенка, а главное, таким образом, мы  создаем для ребенка ситуацию успеха.

         Далее предлагаю образцы занятий для старта в формировании речевой функции.

          

1. Звук /А/

 

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Игра с 3 кружочками разного размера: показать по указанному размеру, выстроить по размеру.

    Знакомство с артикуляционной позой звука /А/ – большой кружочек.

 

3. Произнесение звука:

• Коротко;

• Длинно;

• Громко;

• Шёпотом (тихо);

• Повторение заданного кол-ва звуков со зрительной опорой.

 

4. Игры «Качаем куклу», «Горячо»:

• действия сопровождаем звуком;

• озвучить изображенное действие;

• изобразить действие по звуку.

 

5. Озвучивание картинок: горячо, качаем куклу, плачет малыш.

 

6. Продолжает инструкцию озвученным действием:

• Как мы греемся – а-а-а-… (потираем ладошки).

 

7. Договорить строчку:

                            Ночь спустилась, спать пора – а-а-а-а…..

 

8. Ритмы

А        А                       а    а     А                 А          А

А        А                       а    а     А                 А          А

А        А                       А          А                 а   а   а   а

А   А  А                       а     а     А                А           А

 

2. Звук /У/. Дифференциация /А-У/

 

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Игра с 3 кружочками разного размера.

    Показать кружочек для /А/ – большой.

    Найти самый маленький кружочек - /У/.

 

3. Произнесение звука:

• Коротко;

• Длинно;

• Громко;

• Шёпотом (тихо);

• Повторение заданного кол-ва звуков со зрительной опорой.

 

4. Игры «Летит самолёт»:

• действия сопровождаем звуком;

• озвучить изображенное действие;

• изобразить действие по звуку.

                           Самолет построим сами и покажем, как летаем: у.у.у.у.

                           Полетаем, полетаем, а потом вернёмся к маме:   у.у.у.у.

 

5. Озвучивание картинок: волк, самолёт, корабль.

 

6. Продолжает инструкцию озвученным действием:

• Как летаем – у-у-у-у… - (покачиваем расставленными руками).

 

7. Договорить строчку:

                             Серый волк в густом лесу 

                             Громко воет: у-у-у-у….

 

                             Самолёт летит, в нём мотор гудит: у-у-у-у…

 

8. Ритмы (аналогично /А/). 

 

II

 

1. Сравнение артикуляции звуков:

• соотнесение с графическим образом, буквой;

• повторение пары с акцентом на артикуляцию:  АУ   (5р.).

• выделение заданного звука из цепочки гласных.

 

2. Сюжетная картинка, которую можно озвучить звукосочетанием «АУ!». Уточнение понимания. Озвучивание.

 

 

 

3. Выложить звукосочетания АУ, УА

• буквами;

• кружочками;

• картинками (кружочками).

 

4. Картинки:

• озвучивание подряд;

• разложить под буквами

• выбрать картинки для заданного звука.

 

5. Игры-действия «Качаем куклу», «Самолёт».

 

6. Продолжает инструкцию озвученным действием:

• Как мы греемся – а-а-а-… (потираем ладошки).

• Как летаем – у-у-у-…..

 

7. Договорить строчку рифмовок: ночь, волк, самолёт

                             

8. Ритмы

А        А                       а    а     У                 А     У     А

У        У                       у    у     А                 А     У     А

А        У                      А           А                  А            У

У        А                      А     У     А                У            А